ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ

 

Глазами художника, или рисование в огороде, Хасай Алиев холст, масло
Глазами Художника, или Рисование в Огороде, Хасай Алиев, холст, масло


"..В пандан нашему круглому столу у нас в институте была организована выставка любительских работ Х. Алиева. Через пару недель после этого мне позвонил известный ученый, занимающийся проблемами человеческих эмоций и восприятия, профессор Д.И. Шапиро и попросил фотографию одной из работ Хасая Алиева: "Художник, рисующий модель”. На картине: художник, женщина и ее портрет на мольберте. Но что удивительно, девушка на портрете и девушка-модель не похожи. Именно этот казус, а может, закономерность художественного сознания привлекли Д.И. Шапиро. По простоте душевной я решила, что причина этих несовпадений - непрофессионализм X. Алиева, но все же позвонила ему и спросила об этом казусе. “Я хотел показать, - ответил Хасай, - что, когда художник рисует, он видит “объект” более красивым, более гармоничным. Он всегда хочет сделать, нарисовать его лучше, чем есть...”.

П.Р. Гамзатова

Из сборника: Научные записки отдела народной художественной культуры

Государственного института искусствознания, 2007 год .

 

Шедевры. Первые в жизни картины на холсте маслом сразу после применения «Ключа». Арттерапия с «Ключом» 

Первый опыт
Первые в жизни картины маслом
Первый опыт
Первый опыт

 

 

Из сборника: Научные записки отдела народной художественной культуры

Государственного института искусствознания, 2007 год .

Х.М. Алиев
Современная философия и технология саморегуляции человека

Метод “Ключ” для раскрытия творческих ресурсов.



Мозг человека—универсальная быстродействующая система с невероятными возможностями, которые блокируются стереотипами мышления, представлениями человека о себе и своих способностях, выработанных несовершенством опыта, воспитания и обучения.

 

О методе “ Ключ”

 

В1981 году, работая в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина, я создал метод управляемой психофизиологической саморегуляции “Ключ”, предназначенный для моделирования состояния невесомости у космонавта в земных условиях, преодоления стресса и перегрузки.



В настоящее время метод “Ключ”, в основе которого лежат приемы управления идеомоторными движениями, широко применяется для выведения из острого стресса детей и взрослых, пострадавших от терактов и других форм насилия, и повышения устойчивости к эмоциональным перегрузкам. На его основе проходят антистрессовую подготовку военные психологи, направляемые в горячие точки, он помогает сохранять ясность ума и уверенность в себе в сложных и даже экстремальных ситуациях. Им начинают пользоваться спортсмены перед соревнованиями, дети перед экзаменами, его осваивают беременные женщины, (Центр защиты от стресса, которым руководит автор, сотрудничает со Всероссийским Институтом акушерства и гинекологии). Но, что интересно, с помощью метода “Ключ” человек может раскрывать свои скрытые творческие ресурсы, о которых даже не подозревал. Ведь метод позволяет повышать уверенность в себе, преодолевать психологические барьеры и освобождаться от стереотипов мышления.



Автор использовал его для повышения собственной уверенности в том, что сможет научиться рисовать. Если бы раньше я сказал себе, что буду заниматься художественным творчеством, живописью, я бы себе не поверил. Мыслить свободно мешали психологические барьеры, “блоки сознания”, которые я получил в школе: вспоминались тройки по рисованию, навязанные представления о “муках творчества”, о том, как труден путь художника.



Приемы управления идеомоторными движениями помогли мне освободить сознание от этих негативных установок, позволили свободно мечтать о том, что я могу быть художником, и тем самым открыли творческие способности. В результате за пять лет я написал около 400 произведений, у меня прошло пять персональных выставок. И все это - самостоятельно, с полного “нуля”, без приобщения к традиционной школе живописи.



Мои ученики успешно применили метод “Ключ” для освоения живописи. Метод помог нам лучше понять себя и свои возможности, открыть новый мир творчества, расширить круг общения.



То, что ресурсные возможности человека гораздо шире его собственных представлений о своих способностях, доказано на примерах с чрезвычайными ситуациями: мать, спасая ребенка, подняла вагонетку, которую затем пять мужчин не могли поставить на место. Или, например, стоишь перед высоким забором и уверен, что не сможешь перепрыгнуть, а побежит за тобой злая собака, и перемахнешь высокий забор. Потому что инстинкт самосохранения вытеснил в этот момент все сомнения, разрушил стереотипы, сдерживающие достижение цели. Но для гарантированного получения высоких результатов человек не может преодолевать психологические барьеры, полагаясь на экстримальные ситуации, так как стресс может как раскрыть ресурсы, так и заблокировать их. Метод потому и называется Ключ , что он короткий и эффективный. Каждый может подобрать “Ключ к себе”, не подчиняя себя долгие годы специальным тренингам.



Как найти “свое лицо”.

 

Несовершенство воспитания и образования часто служит одной из причин “блокировки” творческих ресурсов человека: создаваемые с детских лет стереотипы мышления, комплексы представлений человека о себе и своих возможностях, ограничивают свободу поиска творческих решений. Одной из проблем образования является то, что процесс обучения происходит в одном психологическом состоянии, а применять полученные знания, навыки и умения приходиться в других, в том числе стрессовых, обстоятельствах, когда реализация потенциала человека зависит от его способности управлять стрессом. В этом случае человек должен быть способен “находить в себе” то состояние, которое ему нужно для решения той или иной задачи. Известно, что без поэтического вдохновения не написать стихотворения, без полной мобилизации сил не совершить рекордного прыжка.



Во-вторых, традиционный подход к обучению, в том числе и к живописи, основан на принципе подражания (учат делать, как делал кто-то,—Шишкин, Айвазовский, Шагал). Это диктует поэтапный процесс овладения навыками путем многократного повторения усилий (повторение —мать учения”). При этом руководствуются правилом: если не получается, старайся, повторяй, пока не получится. Такое обучение развивает не творческую поисковую активность мозга, а способность к терпеливому труду, прилежанию, старательности и в результате развивает не творческое мышление, а “исполнительское”, при котором человек в большей степени руководствуется стереотипами. Найти “свое лицо” художника на этом пути удается только очень талантливой одаренной личности, способной пробиться через “блок” стереотипов. Но даже у художника, мыслящего ярко, накапливаются собственные стереотипы, мешающие ему в дальнейшем находить все новые и новые творческие решения. Для усовершенствования существующей системы обучения требуется два дополнительных фактора, повышение способности человека управлять стрессом и, главное, освобождать свое сознание от стереотипов мышления. Это современное направление развития

личности художника состоит из двух частей: психологопедагогической и психофизиологической. Психологопедагогическая часть — это добавление к существующей системе обучения на основе принципа повторения, нового метода “подбора путем перебора”, с помощью которого художник находит близкие его личностным психофизическим особенностям и эстетической направленности художественные формы (это и есть то, что на бытовом уровне мы называем “найти себя, свое лицо”). В данном контексте принцип обучения на основе повторения становится вторичным, вспомогательными является способом закрепления и совершенствования полученных навыков.



При этом психолого-педагогическом подходе перед художником ставится задача—сразу браться за главное, писать произведение, а не отвлекаться от цели путем поэтапной отработки отдельных деталей и обязательного первоначального овладения школой академического рисунка. Следует руководствоваться правилом—делать то, что получается, отбрасывая то, что не получается. В результате растет уверенность в себе и начинает получаться и то, что раньше не получалось. Данной метод базируется на вполне очевидных фактах, широко исследуемых психологией: каждый человек обладает своей собственной неповторимой индивидуальностью, системой эстетических предпочтений и особенностями ментального характера. Можно сказать, что каждый человек в какой-то степени художник, ведь чувство “гармонии”, несмотря на всю неопределенность и широкие границы этого понятия, дается человеку от рождения. А вот находить, развивать и совершенствовать формы ее реализации мы учимся на протяжении всей нашей жизни. Чтобы раскрыть себя, найти “свое лицо”, нужно устранить препятствия между собой и целью. Технические аспекты являются вторичными и нарабатываются в процессе творческого труда.



Чего нам не хватает, когда мы работаем над собой.

 

Основан метод “Ключ” на двух особенностях человеческой натуры: способности мечтать, настраиваться на цель, и приемах управления идеомоторными движениями, создающих межуровневую гармонизацию — внутреннюю обратную связь между сознанием человека и его организмом, необходимую для обеспечения внутреннего п физиологического баланса (целостности), подключающего к решаемой задаче необходимые внутренние ресурсы.  Человек обычно всегда работает над собой но этот процесс не всегда дает желаемые результаты. Он работ над собой, когда, например, стыдиться за поступок, он работает собой, когда настраивается на цель, “прокручивая” в сознании модель предстоящей деятельности, он работает над собой, когда обдумывает и дает разумные советы, которые сам исполнить не может. Он работает над собой, когда ищет в себе силы и вдохновение, чтобы, написать ту картину, о которой мечтает, или выучить иностранный язык. И в этот момент любой внешний фактор - улыбка, чужой комплимент, может сразу включить его энергетику. Когда мы работаем над собой, нам для реализации поставленных целей не хватает внутренней целостности, гармонии между сознанием и организмом, “союза ума и тела”. Понятие “целостность” и означает-“здоровье”.



Мы твердо убеждены: здоровый мозг это творческий мозг. Занятия творчеством и искусством все больше используются в современной психотерапии как одна из активных форм оздоровления больных. Социалистическое общество, поставив во главу угла понятие “труд” и не осознав разницы между трудом подражательным, исполнительским и трудом творческим, привело к ситуации, когда в психиатрических клиниках в целях лечения практиковали так называемую трудотерапию - например, больные тупо склеивали спичечные коробочки. Если труд и правда создал из обезьяны человека, то, видимо, это был творческий труд.



Говоря о творчестве, психологи нередко говорят о том, что гениальность и безумие как бы сродни. Действительно, гении и безумцы мыслят нестандартно, вне стереотипов, но на этом их родство и кончается. Потому что гении мыслят с результатом.



В науке существует точка зрения, что болезнь способствует творчеству. “Творит” именно здоровая “часть” интегративная функция мозга, позволяющая чувствовать гармонию. Главное-что чем управляет: часть целым, или целое частью. Человек - болезнью или болезнь человеком. Интегративная функция мозга - базовая основа внутренней целостности поддерживает  больных в их творчестве и в жизни. Среди творцов столько же больных, как и среди обычных людей, но творцы отличаются именно тем, что даже свою болезнь превращают в творчество. Способность создавать из личностной трагедии произведения называется позитивным мышлением. Излишне напоминать, например, о миллионах больных, страдающих эпилепсией, и гении Достоевского, который даже свою болезнь использовал как материал для творчества, тогда как “обычные” больные находятся во власти болезни.



Поэтому, если вам плохо и мир кажется серым, а люди сплошь с недостатками, то, значит, вы в этот в момент не творите. В создании, необходимой для этого внутренней целостности, помогает метод “Ключ”.



Закономерности работы мозга.

 

Две половины мозга, правая и левая, взаимодействуют друг с другом. В этом взаимодействии, во внутри-мозговых связях, содержится предшествующий опыт человека, стереотипы восприятия и поведения, представления человека о себе и своих возможностях.



Эти внутримозговые связи конкурируют с процессами формирования новых связей, которые необходимы человеку для достижения его новых целей и блокируют реализацию ресурсных возможностей человека. Для того чтобы, настраиваясь на цель, освободить сознание от блокирующих данный процесс стереотипов и подключить необходимые внутренние ресурсы, следует научиться в нужный момент нейтрализовать ранее сложившиеся существующие внутримозговые связи, препятствующие новой установке. Это касается как проблем выживания людей в экстремальных условиях, так и проблем реализации творческих ресурсов. В обычной жизни это “состояние свободного сознания”, то есть временное функциональное разъединение двух половин мозга (аналогичное нейтральному положению в коробке передач автомобиля) происходит всякий раз, когда требуется их целостное переключение из одного режима работы мозга в другой, например от состояния в стадии новизны ситуации к состоянию адаптации. (Адаптация - согласование психических и физиологических процессов в направлении осуществляемой человеком деятельности.) Явление разблокировки половин мозга возникает, например, между сном и бодрствованием, когда человек переходит из одного качественно целостного состояния в другое. Поставив на фоне этого промежуточного “нейтрального состояния” между сном и бодрствованием себе цель, например, проснуться в нужный момент, человек программирует автоматику организма. Все мозговые процессы в результате этого происходят-учетом заданной установки-глаза автоматически открываются в точно назначенный момент.

 

Художник Сальвадор Дали вызывал у себя эти “нейтральное” состояние, ставшее составной частью его творческого процесса, с помощью своей собственной медитативной практики. Расслабляясь, он держал карандаш между пальцами. Карандаш мог выпасть и этим самым помогал художнику удержаться на грани между бодрствования и сном. Известный психотерапевт Э. Куэ (создавший метод сознательного внушения) почти полвека назад спровоцировал в Европе моду: миллионы людей с увлечением! “ловили”, засыпая и просыпаясь, это состояние как “узкую полоску пустоты” и говорили сами себе: “Я здоров, я полон сил, и т.д.”. И многие выздоравливали от самых различных заболеваний. Автору известен случай, когда женщина, тщетно бросавшая курить с помощью медицины и других различных средств, стала от отчаяния обращаться засыпая к любимым ею “летающим тарелкам”: “Гуманоидики, родненькие, помогите бабке курить бросить”, и как-то утром, примерно через две недели, проснулась некурящей. А другая женщина, практикуя систему “мечтаний” в “пустом пространстве” между сном и бодрствованием (засыпания), сбросила за один месяц желаемые 15 килограмм.

 

Подчиняясь законам адаптации, функциональное разъединение и новое соединение гибких связей половин мозга закономерно не только между сном и бодрствованием. Это явление происходит также под воздействием максимального нервно-психического напряжения или расслабления. Так, например, спортсмен, бегущий из последних сил, преодолевая точку наивысшего напряжения, испытывает вдруг внезапное облегчение, “второе дыхание”. В основе этого явления-механизм функционального разъединения и соединения межнейронных связей, обеспечивший адаптацию-максимальное согласование психических и физиологических процессов, направленных на обслуживание процесса бега. Такое же функциональное разъединение может наступить не только на пике наивысшего напряжения, но и в точке максимального расслабления. Например, при аутотренинге, который производится путем вызывания соответствующими образными представлениями ощущений тепла и тяжести в теле, в момент наивысшего расслабления возникает чувство не тяжести, а необыкновенной легкости, парения. При этом чувстве, близком к ощущению невесомости, реализовавшемся под воздействием нагрузки (к примеру, бега) или расслабления, или в момент перехода между сном и бодрствованием достигается эффект обезболивания, состояние внутренней свободы гибких связей, так как при межнейронном разъединении половин мозга телесные или болевые сигналы становятся для мозга подпороговыми. При адаптации падает уровень нервно-психического напряжения, которое изначально направлено на согласование психических и физиологических процессов, то есть на мобилизацию ресурсов в направлении деятельности. Например, при подъеме на гору, соответственно возрастающей нагрузке, чаще бьется сердце, ускоряется дыхание, растет уровень артериального давления. Если при этом сердце нездоровое, оно тормозит целостное согласование систем, и здесь на организацию их согласованной работы организму требуется больше энергозатрат, растет нервно-психическое напряжение, с помощью которого организм обычно стремится удержать в балансе недостаточно согласованные системы.



При полном согласовании процессов деятельность становится автоматической, то есть выполняется с меньшими энергозатратами. При этом характерна закономерность: чем выше уровень исходного нервно-психического напряжения, тем контрастнее ощущение при расслаблении - ярко выраженное чувство облегчения, комфорта.



Это чувство облегчения, комфорта, внутренней свободы, уверенности в себе можно получить и без максимальной нагрузки, без глубокого расслабления, без ожидания момента между сном и бодрствованием. Можно включить и использовать “нейтральное состояние” для освобождения сознания от стереотипов мышления, для настройки на цель и включения ресурсов, необходимых для ее реализации, с помощью приемов управления идеомоторными движений по методу “Ключ”.



Идеомоторные процессы в жизни и в творчестве.

 

Об идеомоторных процессах в мировой литературе известно многое. Это те непроизвольные движения которые человек совершает, например, под впечатлением действии других людей (невольно дергает ногой, видя, как любимый хоккеист забивает шайбу в ворота, или нажимает на мнимую педаль рядом с водителем в момент, когда зажигается красный свет на светофоре), или совершаемые под действием гипноза. Если вы видели когда-то человека в состоянии нервного возбуждения, который идет и разгоряченно жестикулирует, разговаривая сам с собой или со своим мнимым собеседником, то тоже имели возможность наблюдать за идеомоторнымн процессами.



Другой пример - автоматическое письмо, когда человек пытается отвлечься от самоконтроля и “отпускает руку", и подсознание выдает нередко неожиданные, неординарные решения. Можно, наконец, расслабиться и. представляя себе какую-то деятельность, сознательно не сдерживать признаки ее внешнего выражения-в результате возникают автоматические рефлекторные движения. Так, например, представляя себе мысленно, что вы-извозчик, управляете каретой, которая трясется на ухабах, ваше тело будет совершать соответствующие непроизвольные движения. Данный феномен известный специалист-психотерапевт, профессор Росси, описал в первом научном исследовании идеомоторных движений, показав при этом, что идеомоторные процессы снимают стресс. Оказалось, что когда возникает соответствие между состоянием человека и его действиями, снижается уровень нервно-психического напряжения. Это явление лежит в основах адаптационных механизмов мозга. Когда человек нервничает, он ходит “туда-сюда” по комнате, качает ногой, крутится в кресле, постукивает пальцами и т.д.



С другой стороны, как показали наши исследования, если человек пытается сознательно осуществить идеомоторное движение, представляя его мысленно и не сдерживая при этом его реализацию, он также расслабляется, у него возникает так называемое измененное состояние сознания. Теперь нам понятно, что возбужденный человек, жестикулируя в мысленном диалоге с мнимым собеседником, непроизвольно реализует процессы психотерапии, которая, будучи воспроизведена в сознательной управляемой форме, становится методикой психотерапии психофизиологической разгрузкой.

Поскольку сознание содержит в себе стереотипы, блокирующие поисковую творческую активность мозга, предлагая уже готовые стандарты решения задачи, среди психологов, занимающихся творчеством, идеомоторные движения давно вызывают профессиональный интерес. Тамара Зиновьева, наблюдая за действиями людей, автоматически рисующих на “салфетках”, пришла к выводу, что эти глубинные спонтанные творческие проявления могут стать основой для осознанных артпрактик. Можно выделить на салфеточных рисунках то, что наиболее привлекательно, и дополнять тем, чего в этих рисунках не хватает для выведения их на художественный уровень произведения. Так у исследователя родился краткосрочный курс “рисования без натуги”, по которому каждый человек может получить навыки рисования (даже уже в почтенном возрасте).



В различных видах идеомоторных действий общей чертой является их рефлекторный автоматизм, подчиненный подсознательным процессам мозга. Здесь между движениями и психикой человека как бы нет преграды — сознания, которое обычно контролирует, корректирует, блокирует и управляет процессами. Это и хорошо и плохо, потому что, с одной стороны, нет блокировки со стороны сознания, а с другой стороны, спонтанные процессы без согласования с сознанием могут приводить к хаосу.



Остается открытой проблема, как то, что является подсознательным, согласовать с сознательным, как использовать взаимодействие Порядка и Хаоса, чтобы гармонизировать человеческую сущность в целостность? Можно ли данные идеомоторные явления использовать для решения задач, связанных с художественным творчеством, для процесса развития креативного потенциала художника?



Для этого используются впервые открытые, ранее неизвестные в мире управляемые идеомоторные приемы, которые являются основой метода “Ключ”.

 

О приемах метода “Ключ”.

 

Приемы метода “Ключ” моделируют адаптационные механизмы мозга. С их помощью человек использует механизмы адаптации для реализации своих целей. Обучение навыкам саморегуляции производится на основе индивидуального подбора приемов (коротких форм деятельности) путем их перебора по критерию скорости их автоматизации. Смысл этих приемов легко понять по мере выполнения кратковременной монотонной деятельности, где при отсутствии изменений деятельности органик человека не приходиться каждый раз заново согласовывать взаимодействие внутренних систем. Так прием “Покачавание” многократно использовался для выведения из острого стресса детей и взрослых, пострадавших от терактов. Нужно, но встать и просто покачаться в течение примерно 10 минут Это легче сделать, если подобрать помогающее образное представление, например, как будто вы стоите в купе, а поезд идет. При этом колебания тела постепенно переходят в автоматический режим, наступает успокоение мыслей, развивается ощущение дистанцирования от проблем, расслабляются мышцы лица, шеи, тела, но никто не падает, так как сохраняется полный самоконтроль, возникает так называемое состояние “сознания без мышления”—феномен “пустоты в голове”. В результате этого приема люди обычно облегченно вздыхают и говорят характерную фразу “Отпустило наконец, легче стало!”. Это наступило согласование внутренних систем в режиме выполняемой деятельности, явление адаптации. Наступившее внутреннее душевно-физическое равновесие, психофизиологическии баланс, это в данном случае результат функционального разъединения гибких межнейронных связей между правой и левой половинами мозга. “Нейтральное состояние результат межуровневого согласования между процессами различного порядка. Мышление “отключилось”, возникло чувство “пустоты” в голове, потому что мышление есть процесс поиска решений в условиях возникших противоречий, которые осуществляются на основе механизма сканирования внутримозговых связей. В условиях полной адаптации нет проблем и “не/ мышления.

Как подобрать “Ключ” к себе Для того чтобы в нужный момент снять стресс, мобилизоваться, преодолеть страх или психологические барьеры нужно научиться управлять своим состоянием. Скажешь себе, например: “Спокойно!”, а сердце не слушается, колотится: организм при стрессе не подвластен воле. Получить доступ к управлению сложными реакциями организма можно путем использования любой более простой рефлекторной реакции организма, доступной управлению.

В качестве такого временного посредника между сознанием и организмом используются управляемые идеомоторные приемы — автоматические движения, возникающие рефлекторно в ответ на их образное представление. Например, рука по вашему желанию “всплывает” вверх без обычных мышечных усилий.

 

Используя приемы, описанные ниже, человек может получить навыки саморегуляции, снимать стресс и управлять своим состоянием уже без помощи приемов. Теперь скажешь себе: “Спокойно!”, и организм послушается. Вспомнишь, например, состояние вдохновения “теоретически”, и оно — воспроизводится. Так можно воздействовать на состояние напряжения, тревоги, страха или усталости, в нужный момент полностью мобилизоваться или заснуть. Описание нескольких приемов управления идеомоторными движениями:

 

1.Встаньте, вытяните руки перед собой, держите их расслабленными в локтях и выполните первый идеорефлекторный прием: представьте себе мысленно, что ваши руки начинают плавно автоматически расходиться в разные стороны без обычных мышечных усилий.

 

Для того чтобы быстрее вызвать это рефлекторное автоматическое движение, подберите для себя подходящий образ, например, представьте себе мысленно, что руки отталкиваются друг от друга как однополярные магниты или их тянет в разные стороны неведомая сила.

 

Не спешите, рефлекторное движение может включиться не сразу, а в течение 5—30 секунд. Если руки начали расходиться, это означает, что включилось расслабление и начинается снижение стресса. Подождите, когда руки полностью разойдутся и повторите этот прием 2-3 раза подряд. Если руки не расходятся, значит, вы “зажаты”. Чтобы снять зажатость, следует сделать несколько любых привычных легких разминочных упражнений и несколько вдохов и выдохов, чуть более глубоких, чем обычно, помассировать уши, кончик носа и наиболее напряженные или болевые участки шеи.

 

Это снижает напряжение и улучшает кровоснабжение головного мозга, снимает спазмы и вызывает ощущение ясности в голове. Теперь вы можете полностью восстановить свое естественное нормальное комфортное рабочее состояние с помощью следующих приемов.

 

2.Независимо оттого, как получился первый идеек рефлекторный прием, разведите руки в стороны “обычным* механическим способом и выполните второй идеорефлектор, ный прием: настройтесь мысленно на их обратное плавное движение—друг к другу.

 

Повторите этот прием 2-3 раза.

 

3.Опустите руки, мысленно представьте, что одна из рук плавно всплывает вверх—вспомните, как это бывает у космонавта в невесомости. Затем подключите дру. гую руку. Вы испытаете приятное чувство внутренней легкости и полета.

 

4.Помогает и простое покачивание всем телом (взад-вперед, вправо-влево, по кругу—как комфортнее), словно вы едете в вагоне поезда или покачиваетесь на волнах. Такими мерными, убаюкивающими движениями нас покачивала в детстве мама, и мы расслаблялись независимо от причины наших переживаний.

 

5.После выполнения приемов, независимо от качества их реализации, следует сесть и отдохнуть в пассивном состоянии в течение 2-3 минут (можно закрыть глаза), так как именно сейчас наступает желаемый результат: чувство облегчения, успокоения, душевно-физического равновесия. Завершая упражнение, надо настроиться на хорошее, активное состояние: вспомнить себя в моменты, когда вы бодры, свежи, полны сил, как вы при этом дышите, как вы при этом выглядите, как вы при этом действуете.